logo
Ко всем статьям
Банкротство
1 мин

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление – это процедура применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях максимально эффективного восстановления его платёжеспособности, чтобы избежать ликвидации бизнеса и удовлетворить требования кредиторов.

В этой статье вы узнаете, как проходит процедура внешнего управления, кто такой внешний управляющий, какие инструменты он использует для оздоровления предприятия, а также какие последствия и сроки предусмотрены законом. Мы подробно разберём этапы, права и обязанности управляющего, а также возможные результаты процедуры.

Изображение статьи

Процедура и цель внешнего управления на стадии банкротства

Внешнее управление – это один из этапов процедуры банкротства, который характеризуется передачей полномочий по управлению компанией от её прежнего руководства к независимому внешнему управляющему, назначенному судом.

Этапы процедура внешнего управления:

  1. Выбор и назначение судом внешнего управляющего. Суд назначает внешнего управляющего из числа арбитражных управляющих, имеющих соответствующий опыт и квалификацию. Его кандидатура может быть предложена собранием кредиторов или утверждена судом самостоятельно.
  2. Подготовка плана внешнего управления должником. В нём должны быть указаны конкретные меры по финансовому оздоровлению предприятия, условия и порядок их реализации, расходы должника на мероприятия, ориентировочный срок восстановления платёжеспособности.
  3. Реализация плана. Внешний управляющий может закрыть или реорганизовать неприбыльное производство, продать часть активов, сократить штат, принять меры по взысканию дебиторской задолженности, изменить основной вид деятельности.
  4. Погашение долгов перед кредиторами. После реализации плана оздоровления внешний управляющий распределяет вырученные средства между кредиторами в установленной законом очередности. В случае успеха процедура завершается восстановлением платёжеспособности и прекращением дела о банкротстве.

Цель внешнего управления не просто в том, чтобы сохранить компанию. Она состоит в том, чтобы максимально удовлетворить требования кредиторов, чтобы избежать полного краха и минимизировать потери всех заинтересованных сторон.

Срок внешнего управления по закону составляет не более полутора лет (18 месяцев). Далее процедура может быть продлена арбитражным судом ещё на 6 месяцев, но только по ходатайству самих кредиторов.

Порядок введения внешнего управления

Процедура внешнего управления в рамках банкротства проводится в соответствии с требованиями закона № 127-ФЗ.

Её введение осуществляется арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании решения, предварительно принятого собранием кредиторов.

Этапы процедуры внешнего управления:

  1. С момента решения арбитражного суда руководитель организации отстраняется от должности, а управление всеми делами передаётся внешнему управляющему. В течение трёх дней ему обязаны передать бухгалтерские документы, печати, материальные ценности и прочее имущество.
  2. Полномочия органов управления прекращаются, и их функции переходят к внешнему управляющему. Исключение составляют отдельные вопросы, связанные с крупными сделками. Их может решать собрание участников или комитет кредиторов.
  3. Ранее действовавшие меры по обеспечению требований кредиторов и ограничения на распоряжение имуществом снимаются. Одновременно вводится мораторий на выплаты кредиторам и обязательные платежи. Исполнение таких обязательств временно приостанавливается.
  4. В течение месяца с момента назначения внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и передаёт его на утверждение собранию кредиторов. После одобрения он приступает к реализации плана, при необходимости дополняя его другими мерами для восстановления финансовой устойчивости и погашения долгов.
  5. По итогам работы управляющий представляет отчёт на собрании кредиторов. Кредиторы рассматривают документ, принимают решение и направляют его в арбитражный суд.

Внешний управляющий

Кто такой внешний управляющий

Внешний управляющий это сторонний специалист, которому передают функции руководства бизнесом в рамках процедуры банкротства.

Его назначает арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве. Внешний управляющий обладает знаниями и опытом в нескольких сферах: финансы, менеджмент, кадры и другие.

Права внешнего управляющего

Права внешнего управляющего регламентированы статьёй 99 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Права внешнего управляющего:

  • Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, но с ограничениями, установленными законом.
  • Заключать от имени должника мировое соглашение для урегулирования задолженности.
  • Заявлять отказ от исполнения договоров должника, если это предусмотрено статьёй 102 закона.
  • Подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.
  • Заявлять требования о взыскании убытков, которые причинены действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, совета директоров (наблюдательного совета) и других лиц.
  • Вводить временный мораторий на выплату долгов кредиторам.

Обязанности внешнего управляющего

  • Внешний управляющий принимает всё имущество должника под свой контроль, обеспечивает его сохранность и проводит полную инвентаризацию. Итоги проверки вносятся в реестр не позднее трёх рабочих дней после её завершения.
  • Он разрабатывает план внешнего управления с конкретными шагами по восстановлению платёжеспособности должника, указывает условия и порядок их реализации и передаёт документ на утверждение собранию кредиторов.
  • Управляющий организует и ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический учёт, а также готовит всю необходимую отчётность в соответствии с законом.
  • При наличии спорных или необоснованных требований кредиторов он подаёт в арбитражный суд мотивированные возражения.
  • Также управляющий предпринимает меры для возврата долгов, причитающихся должнику, включая обращение в суд.
  • Он формирует и регулярно обновляет реестр требований кредиторов, фиксируя суммы, основания и очередность их удовлетворения.
  • После утверждения плана внешнего управления управляющий приступает к его реализации и контролирует выполнение всех мероприятий.
  • О ходе работы он регулярно информирует комитет кредиторов, предоставляя отчёты с результатами и описанием возникающих проблем.
  • По завершении процедуры управляющий готовит итоговый отчёт для собрания кредиторов, где отражает проведённые действия, текущее финансовое положение должника и перспективы восстановления его платёжеспособности.

Освобождение внешнего управляющего

Освобождение внешнего управляющего регулируется статьёй 97 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Арбитражный суд может снять внешнего управляющего с должности:

  • по его собственному заявлению;
  • по ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он состоит, например, в случае выхода из этой организации или при подаче ходатайства в соответствии с пунктом 2 статьи 20.5 закона.

Решение суда об освобождении вступает в силу сразу и может быть обжаловано.

Освобождённый управляющий обязан в течение трёх дней передать новому управляющему все бухгалтерские и иные документы должника, печати, штампы, материальные и прочие ценности.

После освобождения прежнего управляющего арбитражный суд назначает нового в порядке, установленном статьёй 96 закона.

Можно ли оспорить действия внешнего управляющего

Иногда кредиторы или сам должник не согласны с тем, как внешний управляющий исполняет свои обязанности. Это может касаться распоряжения имуществом, ведения отчётности, порядка взыскания долгов или реализации плана внешнего управления. В таких случаях возникает вопрос можно ли оспорить действия управляющего и как это сделать по закону.

Действия внешнего управляющего (арбитражного управляющего) можно оспорить. Это предусмотрено, в частности, статьёй 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Оспорить действия управляющего можно по разным причинам:

Действия или бездействие внешнего управляющего можно оспорить в трёх основных случаях:

  • Бездействие. Управляющий затягивает процедуру банкротства, нарушает установленные сроки или не выполняет необходимые действия.
  • Незаконные действия. Управляющий нарушает требования закона или совершает неправомерные операции в ходе банкротства.
  • Неправомерные решения. Управляющий принимает решения, выходящие за пределы его полномочий или противоречащие законодательству о банкротстве.

Обжаловать его действия можно через:

  • Арбитражный суд. Основной способ защиты прав. Срок исковой давности составляет 3 года, но не позже окончания конкурсного производства.
  • Росреестр. Ведомство, которое контролирует работу саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
  • Саморегулируемую организацию (СРО) арбитражных управляющих. Дисциплинарная комиссия СРО может привлечь управляющего к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления

Статья 104 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ регулирует денежные обязательства должника в ходе внешнего управления.

Согласно пункту 1 статьи, если во время внешнего управления новые долги становятся больше на 20% по сравнению с суммой требований кредиторов из реестра, внешний управляющий может заключать сделки, которые создают новые обязательства, только с разрешения собрания или комитета кредиторов.
Исключением являются сделки, которые уже прописаны в плане внешнего управления.

Если управляющий нарушит это правило, по заявлению кредиторов, уполномоченного органа или нового управляющего суд может признать такие сделки недействительными.

Инструменты внешнего управления при банкротстве

Внешнее управление направлено на восстановление платёжеспособности должника без ликвидации бизнеса. В рамках этой стадии применяются специальные инструменты, которые помогают сохранить предприятие и расплатиться с долгами. В этом разделе рассмотрим ключевые механизмы внешнего управления и как они используются в процедуре банкротства.

  • Внешний управляющий разрабатывает и внедряет бизнес-план, в котором определяются меры для восстановления платёжеспособности должника, условия и порядок их выполнения, а также расходы на все мероприятия и прочие траты компании.
  • Он анализирует расходы предприятия, оптимизирует их и пересматривает бюджеты, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшить финансовое состояние.
  • Кроме того, управляющий занимается реструктуризацией долга и ведёт переговоры с кредиторами. Это может включать отсрочку или рассрочку платежей, уменьшение штрафов и другие меры, которые позволяют снизить долговую нагрузку, выиграть время и сохранить перспективы для восстановления бизнеса.

Также в рамках внешнего управления могут быть предусмотрены, например, такие меры: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника и другие.

Последствия введения внешнего управления

Введение внешнего управления это не только попытка спасти бизнес, но и важный поворотный момент в процедуре банкротства. Оно влечёт за собой изменения в управлении компанией, ограничивает полномочия собственников и влияет на дальнейшую судьбу предприятия. В этом разделе рассмотрим, к каким последствиям приводит введение внешнего управления и что это означает для должника и кредиторов.

  • Полномочия руководителя должника прекращаются, а управление компанией переходит к внешнему управляющему. Он может издать приказ об увольнении руководителя или предложить ему другую должность.
  • Также прекращается деятельность органов управления должника и собственника имущества унитарного предприятия, а все их функции переходят к внешнему управляющему. В течение трёх дней после назначения управляющего органы должны передать ему всю бухгалтерскую документацию, печати, штампы и материальные ценности.
  • Ранее введённые меры по обеспечению требований кредиторов, такие как аресты имущества, отменяются. Новые ограничения могут накладываться только в рамках процедуры банкротства.
  • Вводится мораторий. Это временный запрет на выплаты кредиторам и обязательные платежи, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Кредиторы могут предъявлять требования только согласно установленным правилам.
  • Приостанавливаются все исполнительные производства по денежным обязательствам. Это даёт предприятию временную защиту от давления кредиторов.
  • Внешнее управление может привести к пересмотру условий договоров и отмене невыгодных контрактов, но такие изменения должны согласовываться с собранием кредиторов.

Результаты внешнего управления

По завершении внешнего управления суд оценивает его эффективность и принимает одно из нескольких возможных решений. Итог зависит от того, удалось ли восстановить платёжеспособность должника и выполнить утверждённый план. В этом разделе рассмотрим, какими могут быть результаты внешнего управления и что следует за каждым из них.

  • Дело о банкротстве может быть прекращено решением арбитражного суда, если финансовое состояние должника улучшилось и он сможет выполнить требования кредиторов.
  • Между должником и кредиторами может быть заключено мировое соглашение, которое утверждается судом и содержит удобный для всех график погашения долгов.
  • Процедура внешнего управления допускает однократное продление, но не более чем на полгода.
  • Внешний управляющий может быть освобождён от своих обязанностей, а на его место назначается новый. Например, если отчёт управляющего не был утверждён судом.
  • Если восстановить финансовое положение не удалось, начинается следующая стадия банкротства, а именно конкурсное производство. В этом случае должник официально признаётся банкротом, его имущество продаётся, а вырученные средства распределяются между кредиторами согласно закону.

Сроки внешнего управления

Срок внешнего управления при банкротстве обычно не превышает 18 месяцев с момента начала процедуры (статья 93 закона №127-ФЗ).

Продлить этот срок можно только один раз и не более чем на 6 месяцев, если собрание кредиторов решит, что для восстановления должника нужно больше времени. Таким образом, максимальная длительность внешнего управления 24 месяца.

Исключения:

  • Для предприятий, которые играют важную роль в развитии города, срок внешнего управления может достигать 2,5 лет.
  • Для сельскохозяйственных компаний, пострадавших из-за пожаров, засухи или наводнений также допускается срок до 2,5 лет.

Арбитражный суд может прекратить внешнее управление досрочно, если собрание кредиторов или сам управляющий подадут соответствующее ходатайство, например, когда цели восстановления достигнуты или нет шансов на улучшение ситуации.

Окончание внешнего управления

Окончание внешнего управления в банкротстве означает либо переход к выплатам кредиторам, либо признание предприятия банкротом и начало конкурсного производства.

На этом этапе арбитражный суд изучает отчёт внешнего управляющего и может:

  • закрыть дело, если все долги погашены или стороны хотят заключить мировое соглашение;
  • прекратить внешнее управление и перейти к расчётам с кредиторами, если должник восстановил платёжеспособность;
  • продлить срок внешнего управления;
  • не утвердить отчёт управляющего (ст. 119 закона №127-ФЗ).

Если суд решил перейти к расчётам с кредиторами, то после их завершения дело закрывается по статье 120 закона №127-ФЗ.

Когда внешнее управление заканчивается мировым соглашением или погашением долгов, управляющий продолжает выполнять свои обязанности руководителя до назначения нового директора.

Что говорит закон

  • Федеральный закон №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» - регулирует весь процесс внешнего управления: от назначения управляющего (ст. 96), его прав и обязанностей (ст. 99), до условий освобождения (ст. 97) и процедуры обжалования его действий (ст. 60).
  • Статья 93 - ограничивает срок внешнего управления 18 месяцами с возможным продлением до 24 месяцев, с отдельными исключениями для градообразующих и сельхозпредприятий.
  • Статья 104 - устанавливает правила заключения сделок должником в ходе внешнего управления, в том числе ограничения на новые денежные обязательства.
  • Статья 119 и 120 - описывают порядок завершения внешнего управления и перехода к следующему этапу банкротства.

Вывод

Внешнее управление позволяет сохранить бизнес и максимально удовлетворить требования кредиторов, ограничивая при этом полномочия прежнего руководства. Несмотря на сложность и строгие законодательные рамки, внешнее управление даёт шанс компании выйти из кризиса и продолжить работу.

Если вы столкнулись с ситуацией банкротства и введением внешнего управления, важно понимать этапы процедуры, права и обязанности управляющего, а также свои законные возможности для защиты интересов.

Перейти к предложениям

Задайте вопрос юристу онлайн

Оставьте заявку — и мы бесплатно разберём вашу ситуацию

Источники

  1. 1. Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
  2. 2. Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
  3. 3. Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
  4. 4. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)
  5. 5. Статья 93. Порядок введения внешнего управления
  6. 6. Статья 94. Последствия введения внешнего управления
  7. 7. Статья 60. Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств, жалоб и иных обособленных споров в деле о банкротстве
  8. 8. Статья 96. Внешний управляющий
  9. 9. Статья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
  10. 10. Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
  11. 11. Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
  12. 12. Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
  13. 13. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)
  14. 14. Статья 93. Порядок введения внешнего управления

Часто задаваемые вопросы